Кому и зачем нужна психотерапия?

У большинства людей существует поверхностное представление о том, что происходит в процессе психотерапии.

Представление это сформировано рассказами знакомых, фильмами, книгами, интернетом. Эти источники создают мифы, отличающиеся поразительной живучестью. Например: клиент обращается к терапевту (для простоты приставку психо- не используем), так как он что-то не умеет, или не знает. Терапевт, по мнению клиента, обязан дать рекомендацию или совет. При этом предполагается, что, если терапевт — мастер, он сам все поймет правильно, а затем обнаружит нечто неизвестное в клиенте. Как будто кто-то может нас знать лучше, чем мы сами.

Для носителей подобных представлений сама идея о том, что ответственность за результаты терапии солидарная ? клиента и терапевта — может показаться странной (кстати, пункт о солидарной ответственности за результат есть в заключаемом контракте). Посещение психотерапевта (психолога) представляется подобием визита в автосервис. Мотив — двигатель барахлит, найдите причину и устраните неисправность! Можно вспомнить стоматологию: выявлен источник беспокойства, выполнена анестезия, установлена пломба, даны рекомендации, восстановлено благополучие. В случае с психотерапией, к сожалению, это не так просто. Наше ?Я? — очень чуткая и ранимая составляющая каждого из нас, при работе с ним нужны точность ювелира и деликатность стеклодува.

По мере воспитания и обучения у большинства из нас ломаются естественные механизмы контакта и взаимодействия с собой и окружающими. Искажается восприятие чувств и телесных ощущений. Природная эмоциональность, интуитивность, осознание своих потребностей, заменяется пониманием. ?Вот так правильно.., а так не надо…? Естественное ?хочу? постепенно слабеет. То, что делает нас живыми, настоящими, непринужденными — подавляется.

Часто на консультации приходиться слышать человека, утверждающего, что он знает, что ему следует делать и как поступать. Но почему же тогда не делает и не поступает?..

Такой человек зачастую даже может знать, как и что следует делать другим людям. При этом не знает к чему стремиться самому. Естественный вопрос: ?Что Вы желаете?? — нередко, оказывается тупиковым. Человек в замешательстве, он забыл, что значит хотеть! Он помнит, как должно поступать, а как не должно. Но счастье заключено в возможности быть собой, в умении гармонично балансировать между ?хочу? и ?надо?, в согласии между альтруизмом и здоровым эгоизмом. Избыточное долженствование, перекос в сторону думания, своеобразный блок чувств порождает однообразие и неудовлетворенность. Ощущение отсутствия чего-то значительного может проявляться дисфорией. Живое впечатление от события заменяется усвоенной когда-то информацией, как на подобное следует реагировать. Вместо того чтобы наблюдать и впитывать окружающее, наслаждаясь, люди достают из своей памяти картину и говорят себе: ?Ага, это мне знакомо. Все тот же пейзаж, дома, деревья, небо. Зимой это белое, летом зеленое, а потому смотреть на это скучно?? Человек постепенно перестает быть собой, а все больше подпитывает и укрепляет тот образ, который ему кажется востребованным и современным в окружающем его мире.

Если мы ?угадали? с выбором ?образа?, и этот опыт признан нами успешным, укрепляется наша самооценка, которой мы очень дорожим. Образ успеха хранится долго, но сталкиваясь с меняющейся действительностью, он входит с ней в конфликт. Жизнь начинает угрожать нашему придуманному амплуа, всё кажется шатким, исчезает уверенность в завтрашнем дне, в поддержке близких. ?А вдруг окружающие отвернутся от меня, когда поймут, что я не настоящий (-ая) супергерой (-иня).

И вот, вместо того чтобы отказаться от ?надетого? образа, расстаться с ним, как со старой одеждой, человек отказывается от реальности. Парадокс: представление нас о себе становится нам важнее, собственно, нас самих. Личность не опирается на чувственно-телесные подсказки, а верит образу. Например: я добрая, справедливая, умная. Выгляжу моложе своих лет. Не расстраиваюсь по пустякам, действую согласно убеждениям, являюсь поборницей истины и т.д. Вот и выходит: глаза плачут, а человек не замечает это, злится. Поскольку он убедил себя, что по пустякам не расстраивается. Возникает напряжение, тревога, раздражение. Человек их игнорирует, пока они не нарастают до уровня фобического невроза или панической атаки.

Интересно, что к психологу или психотерапевту человек обращается не из-за угрозы потерять себя, а из-за страха разрушения привычного образа. Травмированная самооценка приводит человека за советом к специалисту. От терапевта ждут, что он поможет восстановить знакомый образ (даст совет, загипнотизирует). Заново склеит раздвоившееся ?Я? в одно. Отдельные ?экспресс-методики? ведут по такому пути. Дается рекомендация. Неправильное регулирование заменяется правильным. Самочувствие улучшается. Все довольны. Клиент сохранил прежние поведенческие стереотипы (с небольшими изменениями). Самооценка восстановлена. Консультант сделал доброе дело, быстро помог.

Беда в том, что проблема вскоре возвращается или появляется в другом месте.

Что же происходит на терапии (сессии, консультации). Во-первых, это не лечение, не интервенция в голову, не шоу. Это работа с внутренним миром человека, ориентированная на изменения.

Ввиду тонкости, сложности мира нашей психики, работа эта трудная, неопределенная во времени и результате. По сути, это работа с жизненным сценарием, системой ценностей. Это — исследование. Творческий проект, в котором человек живет, опираясь на чувства, желания, наитие. Это таинство, помогающее осознать человеку происходящее с ним, увидеть свои задачи в жизни с разных сторон. Понять, что и когда пошло не так, найти способы улучшения восприятия и выражения себя. Надо услышать своё ?непроявленное?, вдохнуть в него жизнь и дать ему раскрыться. Процесс этот деликатный, таинственный и неспешный. Переоценка правил, коррекция привычек всегда сопровождаются сопротивлением изнутри. Задача терапевта — сопровождать и поддерживать клиента в этом. Человек проживает свои чувства, задерживаясь в них, это позволяет их осознать. Порой задача терапии не помочь клиенту понять происходящее на терапии, а удержание его в переживаниях. Возможность прочувствовать ситуацию конфликта. Для этого существуют разные способы, задача которых научить человека в этих чувствах существовать. Препятствовать его возвращению из мира интуитивно-гармоничного в мир надуманных предписаний и жестких стандартов и стереотипов.

Иногда цель конкретной сессии — незавершенность, клиент в замешательстве. Такие состояния запускают механизмы изменения, отладки существования нашего истинного ?Я? в реальном мире, но уже в обход имеющихся стереотипов человека. Важно восстановить контакт с собственными чувствами и потребностями. Терапевт при этом не советует, не решает за клиента, а только помогает вернуть ему природные связи с самим собой, услышать настоящего себя. Как умелый настройщик, мастер поможет Вашему организму заиграть гармонично и слаженно, не фальшивя ни в одной ноте, чтобы своим звучанием доставлять радость себе и близким.

Порой, не столь важно найти ответ на вопрос: откуда проблема, как работать с вопросом, что с этим делать, как это происходит со мной?

Задача терапии не указать человеку направления изменений, а научить его выбирать их самостоятельно, в соответствии с его глубинными мотивами.

Важным элементом терапии является доверие. Если терапевту не доверяют, терапия не будет успешной. При этом, в начале работы, клиент может верить терапевту, как профессионалу, которого он выбрал. В последующем существенна иная доверительность человека человеку.

Встречаясь, люди изучают друг друга. Мыслеизъявление одного из них становится доступнее для восприятия другого. Клиент начинает видеть в консультанте не психотерапевтический аппарат, а человека с неповторимым внутренним миром, вызывающим определенные мысли и чувства. Клиент ведет себя с консультантом так же, как он выражает себя с другими людьми. Это можно и следует использовать, прямо на сессии указать человеку на возможные механизмы его затруднений. При этом опираться не на описание былых событий, а на то, что происходит здесь и сейчас. Это способствует формированию доверительной атмосферы и творческой результативности. У человека появляется возможность привнести полученный опыт из терапии в жизнь, в отношения с другими людьми.

Существенное повторение: задача терапии не предложение готовой схемы успеха, а обретение навыков самостоятельного преодоления проблемы человеком.

Готовое решение, предложенное терапевтом, может усилить неуверенность, беспомощность человека и способствовать формированию зависимости от мудрого терапевта.

Цель терапии восстановить вытесненные или деформированные воспитанием и обучением формы и способы взаимодействия с собой и миром. Освоение тех поведенческих навыков, которые человек не усвоил, неважно, по какой причине. Это обогатит самодостаточность и независимость личности клиента. Очевидно, что значительная часть работы ложится на владельца проблемы, растущая подготовленность и ответственность которого позволит, в конечном счете, проблему искоренить.

Терапевт создает условия для изменений, клиент их и использует. Если же человек не готов меняться, не проживает происходящее на сессии, с трудом вспоминает содержание позапрошлой сессии, и, что типично, ждет подсказки от консультанта, то толку от такой терапии будет немного.